Народ и власть

Председатель правления созданной в г. Трехгорном Челябинской региональной общественной организации "За ответственность власти" Николай Андреевич ЛУБЕНЕЦ продолжает на страницах нашей газеты рассказывать читателям о ее задачах и целях.

- Николай Андреевич, в прошлой публикации вы говорили о том, что будете разъяснять людям, чем планирует заниматься ваша организация. Хотелось бы узнать, как вы собираетесь работать, то есть о практических шагах.

1220120173 min- Сделано уже немало именно практических шагов. Начнем с того, что за время, прошедшее с момента создания организации, мы сформировали ее ядро, в которое вошло около шестидесяти человек. Это только в Трехгорном. На мой взгляд, довольно много, хотя планировалось, что людей будет больше. Со временем, так, думаю, и произойдет.

А пока нам хотелось, чтобы в числе первых были люди, имеющие авторитет, имеющие опыт. Люди, к которым другие прислушиваются по тем или иным вопросам. И нам, полагаю, удалось это сделать. В ближайшее время мы должны расширитьпо количественному составу правление. Сейчас у нас в правлении три человека, и этого, конечно, недостаточно.

Мы уже сформировали план работы, наметили направления деятельности. Например, коммунальная сфера. Это направление возглавляет, разумеется, опытный в этой сфере человек. Тему здравоохранения возглавил другой житель города, тему строительства - третий, тему образование - четвертый. То есть так, по принципу направления, и сформированы все группы.

- Сколько всего таких направлений? Охватывают ли они все сферы общественной жизни города?

- Пока двенадцать. "Пока", не означает, что мы будем расширять или сужать этот список. Сейчас мы учимся, пытаемся выработать оптимальную схему, оптимальную форму нашей работы. Конечно, мы попытаемся охватить все главные направления жизнедеятельности людей, но сколько будет таких групп в итоге, пока сказать трудно. В любом случае, думаю, к этому нужно подходить разумно.

Замечу, что деятельность таких организаций как наша, в общем не прописана. Но у нас есть Устав, есть направления. В пределах Устава мы и пытаемся строить сейчас нашу работу.

- Заинтересовала ли работа вашей организации жителей других, кроме Трехгорного, городов?

- Да, заинтересовала. Проявили интерес к нашей организации жители Усть-Катава, куда я специально приезжал и с которыми дважды встречался. Проявили интерес и катавивановцы, и юрюзанцы. Я полагаю, что так, пошагово мы и дальше будем развиваться.

- Чем вы объясняете такой интерес к деятельности вашей организации? Это ведь не прокуратура, не суд, не местная администрация, где решаются многие вопросы.

- Мне кажется, что многие разуверились сейчас в местной власти, разуверились в том, что она хочет и способна решить их проблемы. По моей оценке, а у меня большой опыт в руководстве муниципальным образованием, сейчас сложилась нехорошая ситуация, когда получается что чиновники, то есть власть - отдельно, а электорат - народ - отдельно со своими проблемами. В мой блог люди присылают много писем, где жалуются на местных чиновников. Если мы еще и в газете будем предавать гласности такие обращения, то, возможно, привлечем к ним внимание не только местной власти, но и областной.

- По моим наблюдениям, в последние годы люди стали чаще, если местная власть не реагирует на их обращения, писать заявления в прокуратуру, полицию, суд. Они знают, что прокуратура обязательно ответит на их обращение, поможет решить вопрос, и, если есть основание, направит местным чиновникам предписание на устранение нарушения.

- Конечно, это была бы идеальная картина: когда есть нарушение, люди обращаются в надзирающий орган - прокуратуру, например, которая отвечает им и берет эти дела в свои руки, то есть проверяет, действительно ли имеет место факт или факты, приведенные в письме.

Но пока это, к сожалению, происходит не всегда, и ответы нередко бывают формальными, то есть никак не решают проблему. Надеюсь, конечно, что, в конце концов, все наши органы научатся работать в соответствии с законом, то есть будут отвечать людям в положенные сроки и давать ответы по существу, а не так называемые отписки.

С примерами таких ответов можно познакомиться в моем блоге. Они обычно имеют очень общий характер. А те ответы, что печатаются в местной газете, зачастую просто безадресные. Кто рассмотрел, написал, утвердил, подписал ответ - нет ничего, никаких данных.

- У вас есть примеры таких ответов? Вы что-то конкретное имеете в виду?

- Конечно. Я, например, просил в своем запросе в администрацию Трехгорного, чтобы появился документ, в котором бы были сведения по наказам избирателей, данным ими кандидатам в депутаты на прошлых выборах. Мне ответили: "Такие наказы есть, они имеются в городской газете". Я нашел эту газету, просмотрел эту публикацию. Да, названия мероприятий есть, но нет сведений, кто их написал, рассмотрел, утвердил, а, следовательно, непонятно, кто за них несет ответственность. Это не документ, а анонимка, получается, которую никто не читает и за которую никто не несет ответственности.

Когда я вижу такие ответы, то вспоминаю забавный, но поучительный эпизод из своей практики. Дело было так. Когда я начинал работать на строительстве, мне рассказали такой случай: одному прорабу дали подписать наряд. И он подписал его, не читая и не вникая. А в наряде было написано примерно следующее: отмерить три метра веревки - три рубля, намылить - двадцать копеек, и повесить прораба! Сейчас получается почти также: нет подписи, нет даты, нет исполнителя. Это не документ, и, конечно же, я с таким ответом не согласен. Это несерьезно.

Или возьмем пример, когда я сделал запрос главе Трехгорного, в котором поинтересовался, зачем в здании администрации поставили турникеты. Ответ был следующий: "Надо учитывать рабочее время и исключить воровство в здании". Я был вынужден дать такой комментарий: "Может быть, вы просто не тех людей набрали для работы в администрации, если они прогуливают и воруют? Что тут можно еще добавить? Наши депутаты, конечно, "молодцы": у них денег не хватило на магазин "Ветеран", на льготы, а на турникеты хватило.

- Как вы полагаете, такие ответы - это случайность, или уже система?

- Я думаю, что это какие-то издержки. Мы ведь направляем запросы главе, в администрацию и в другие органы не те, которые внезапно появились у кого-то в голове, а те, о которых говорят многие люди. И наша задача - обозначить эту проблему, если она власти неизвестна, подтолкнуть местную власть к ее решению, чтобы разрядить обстановку, чтобы не накапливались в людях некая злость, негатив, неудовлетворенность. Мы легитимно, законно обозначаем перед местной властью проблемы и побуждаем власть к их решению.

- Но, наверное, власть может проигнорировать и ваши запросы?

- От наших запросов власть отмахнуться не сможет, как она, бывает, отмахивается от запросов простых людей. Ведь если от нас отмахнуться на этом уровне, мы найдем, куда еще обратиться. В этом и смысл работы нашей организации.

- Как вы думаете, чиновники понимают это?

- К сожалению, чиновники часто воспринимают нашу работу по-другому, считают, что мы занимаемся мелочами. Конечно, те же турникеты - это мелочь. Но наш президент говорит, что местная власть должна быть на расстоянии вытянутой руки. Это та власть, которую избирает народ.

В нашей Конституции записано, что власть у нас народная, поэтому мы, народ, и вправе требовать от власти, чтобы она отвечала на наши вопросы, решала наши проблемы. Для этого ее и избирали. А если эта власть отгораживается от людей барьером, то куда им идти? Зачем им такая власть, ведь она лишается в глазах народа всякого смысла. Тогда и получается, что чиновники - сами по себе, и народ им не нужен со своими проблемами, а народ - сам по себе, и не видит никакой для себя пользы от такой власти.

- У нас местная власть находится в процессе какой-то, если это можно так назвать, оптимизации, модернизации.

- Действительно. Особенно это касается системы выборов. И это, по моему глубокому убеждению, не идет нам на пользу сегодня. Неизвестно и какой вред еще проявится через какое-то время. Вот на форуме ОНФ Президенту России Владимиру Путину журналист задал вопрос, который остро стоит и в наших городах - не вернуться ли нам к прямым выборам мэра?

- Что ответил Владимир Путин, слышали все. А вы сами как считаете?

- А я с ним согласен и считаю, что власть станет работоспособной только тогда, когда будет чувствовать ответственность перед людьми, перед избирателями.

И добавлю - отчитываться перед теми, кто ее избрал. Сейчас близятся отчеты глав, сити-менеджеров, а предварять их должны отчеты депутатов. Закон гласит, что депутат должен, обязан один раз в год отчитаться перед своими избирателями, там, где он избирался, то есть на своем участке, что он за год своей работы сделал. У нас этого никто не делает. Закон нарушен. И избиратель, в соответствии с законодательством, вправе отозвать депутата, если он не работает, не отчитывается.

- Это реально, как вы полагаете?

- Да, реально, все это записано в нашей Конституции, в наших законах, нужно просто их знать. И наша организация видит одну из своих целей именно в такой просветительской деятельности.

- Желаем вам успехов. И надеемся на продолжение разговора на эту актуальную тему.

Ольга БУЛАЕНКО.

(Продолжение - в следующем номере).

Николай Лубенец: "Власть должна отвечать за свои действия" (начало)

Николай Лубенец: "Власть должна отвечать за свои действия" (часть 2)