Твои люди, город

Учитель, на мой взгляд, нечто большее, нежели преподаватель. Учитель, в широком смысле этого слова, не только наукам обучает. Учит жизни. Преподавать может любой человек, получивший специальное образование, но не каждый становится действительно учителем.

Преподавателя Усть-Катавского индустриально-технологического техникума Сергея Владимировича Григоренко, я бы представила именно как учителя. Интересно, что уже двадцать семь лет Сергей Владимирович в профобразовании, но в юности ни о чем таком не мечтал.Получив профессию лекальщика в СГПТУ, десять лет работал на Усть-Катавском вагоностроительном заводе в цехе №26 слесарем-инструментальщиком.

- Сергей Владимирович, как случилось, что Вы пришли в профтехобразование?

- Многие помнят, как в 80-х годах прошлого века развивался наш город. Застраивался МКР-2, но жилье приезжим давали, а устькатавцам - нет. Многие молодые специалисты, отработав по десять лет, стали уходить с УКВЗ. И тогда, в 1991 году, руководство города и завода решило заселить два жилых дома местными, нуждающимися в жилье. Предварительно провели городские соревнования и отобрали лучших специалистов. Этих людей сняли с производства и направили на стройку. В число счастливчиков и я попал. Закончили строительство молодежных, как их сразу назвали, домов №8 и №38 в МКР-2, и нашу бригаду попросили отделать общежитие для ПТ. Около двух месяцев мы здесь работали, и в это время мой бывший мастер Щербин Владимир Владимирович пригласил меня на должность заведующего слесарной мастерской. Я отказался. Решил, что нечестно будет это по отношению к заводу, который жильем обеспечил. Вернулся в цех №26. Но в 1991 году произошла конверсия, то есть сокращение военного производства, и мне, как самому молодому слесарю, пришлось уйти. К счастью, директор ПУ-22 Иванов Николай Александрович пригласил работать к себе.

Сложностей на новом месте не было. Сам учился, знал какие порядки в училище. знал преподавателей, и они меня прекрасно знали. Помогло и то, что свою профессию знал на отлично, потому что на заводе работал сдельно. Старался, конечно, больше денег заработать. В 1984 году по 5-му разряду получал от 350до 400рублей.

Я также ясно понимал свои цели и задачи на новом поприще. Для меня главным было научить ребят слесарному делу хотя бы на 30-50% из того, что сам умел. Мы в училище, на сегодняшний день - в техникуме, делаем толчок, чтобы в дальнейшем наши выпускники были профессионалами и жили дружным коллективом.

- Что или кто повлиял на становление Вашей личности?

- Смотрел, как и что делал мой отец. В любом деле он для меня авторитет всю жизнь. Важную роль сыграл трудовой коллектив, где я проходил практику. Я благодарен своим наставникам Сахарову Николаю Ивановичу и Катунькину Вячеславу Викторовичу.

- Сергей Владимирович, отличается нынешняя система обучения молодого рабочего от советской?

- Очень. В наше время молодые люди имели другие понятия. В планах каждого было закончить школу, освоить профессию. Парень уже понимал, что он в будущем несет ответственность за своих детей, за семью. Воспитывали гражданина и семья, и государство - вкупе. В училище не было проблем с инструментом и оборудованием, и с практикой тоже. После окончания ПУ-22 нас мастер всей группой вел в отдел кадров. Всех стопроцентно устраивали на завод. Ребята, которые старались, показали себя достойно в цехе в течение практики, оставались работать здесь же. За два года, которые надо было отработать на производстве до армии, наши выпускники становились членами рабочего коллектива Сейчас государство, как мне кажется, сдало свои позиции. Помощи с трудоустройством стало меньше, хотя это очень важно для молодого человека.

Да и нынешняя молодежь, по большому счету, относится к жизни потребительски. Нет такой ответственности. В советское время более 12 тысяч человек нашего небольшого города работали на заводе. Около 90% держали хозяйство или родителям помогали, все картошку сажали. Дети не нуждались в напоминании, что надо помогать родителям, бабушкам-дедушкам. А сегодня «сидят» в телефонах, а если родители просят сделать что-то по хозяйству, молодежь это иногда раздражает, обижает. Порой, знаем такие случаи из прессы, элементарная бытовая просьба заканчивается трагически: пошел и повесился, оттого, что от компьютера оторвали. А если телефон потерял - паника, трагедия. Это настоящая болезнь нашего общества. Государство наделило правами, а обязанностей и ответственности нет. Так получается. Все это выливается в нарушение элементарных норм, неуважение к родным и учителям.

- Приходилось слышать, что Вы строги с учениками.

- Я за принципиальность, справедливость, за соблюдение правил и норм в любом деле, в любой сфере. Пришел учиться - учись. У нас есть Положение о единых педагогических требованиях к студентам. То есть ничего сверхъестественного, просто выполняй определенные нормы.

- Вы довольны тем, как сложилась ваша жизнь?

- Не пожалел. Я по натуре основательный, не могу скакать с места на место.

- Что цените в людях?

- В людях ценю честность, добропорядочность, чтобы слово держал.

Сергей Владимирович произвел на меня впечатление очень серьезного, сдержанного - ни одного лишнего слова, жеста, эмоции, человека.

- Учитель с большой буквы, - говорит о нем директор УКИТТ Павел Владимирович Лизунов. - Трижды удостоен звания «Мастер «Золотые руки». Звание это заслужил. За все время работы выпустил множество учеников, которые хорошо показали себя как в профессии, так и в жизни. Просто быть хорошим специалистом - одно. А он обладает исключительным качеством передать и знания, и опыт. Представьте, только несовершеннолетних выпускников у него - 10500человек! Я благодарен Сергею Владимировичу и за то, что он замечательный наставник для новоиспеченных педагогов, учит молодежь.

Мне импонирует, что Сергей Владимирович всегда отстаивает свою точку зрения. Он замечательный семьянин. Может быть, у вас сложилось мнение, что он сухарь? Нет, он живо интересуется всем. Любит технику, увлекается охотой, играет на гармошке. Кстати, у нас уже получается династия. Сын Сергея Владимировича, Александр, учится заочно на автомеханика и работает у нас слесарем по ремонту и обслуживанию автомобильного транспорта.

После беседы с Григоренко я невольно подумала, что каждый, кто хоть однажды пытался кого-то чему-то научить, знает, как это сложно. Помучаешься, да махнешь в конце концов рукой, мол, проще самому сделать. Видимо, поэтому так уважаем мы учителей за их безграничное терпение, любовь к своей профессии и своим подопечным, за их мудрость и, в конце концов, за оптимизм и веру в учеников, без которых профессия учителя была бы бессмысленна.

С праздником, уважаемый Сергей Владимирович! В Вашем лице поздравляем всех учителей с профессиональным праздником!

Людмила ТИТОВА.

Фото автора.