Твои люди, город

Колеса поезда мерно отстукивали свою мелодию. Вагон вторил в такт колесам и укачивал пассажиров купе. Деревья, заснеженные пригорки, столбы со стайками птиц на замерших проводах стремительно мелькали перед глазами. Одна картинка сменялась другой. Небольшая станция, вторая, третья - скорый поезд на них не останавливался, а лишь немного снижая скорость, пробегал мимо. Маленькие пристанционные домики почти по крыши утопали в глубоком снегу. Словно играли в прятки - то спрячутся, то покажутся.

- Мам! Мама! - окликнула я, пристально смотрящую в окно, маму. Та даже немного вздрогнула. Мой голос прервал какие-то ее мысли.

- Мама, мы скоро приедем?

Банальный детский вопрос. Мне уже наскучила долгая и однообразная заснеженная дорога. Хотелось быстрее приехать, увидеть новый незнакомый мне город, людей.

- Еще часа два и будем подъезжать к Самаре, - ответила мама.

- Ты, ведь тоже первый раз в Самару едешь? - спросила я.

- Да, в самом городе я не была, но очень часто его проезжала и эту дорогу хорошо помню и знаю.

- А куда ты ездила и с кем? Почему тебе так знакома эта дорога?

- Сколько себя помню, все время путешествовала со своими родителями, особенно со своей мамой, твоей бабушкой Аней. Тогда я и не задумывалась о том, как мне повезло - начала свой рассказ мама.

- Моя мама, твоя бабушка Анна, открыла для меня совершенно другой мир, увлекательный и интересный. Это мир путешествий, мир познания и любви к родному краю. Она сама была очень увлеченным и любознательным человеком. Все эти качества старалась привить не только мне, но и своим ученикам. Мама всегда что-то рассказывала, объясняла. Я думала, что она знает ответ на любой вопрос.

У меня никогда не было скучных каникул. Я всегда была готова к сборам: поездки, путешествия, краеведческие конференции и слеты, лагеря, концерты, встречи с интересными людьми. Сначала я была просто "хвостом", так шутливо называла меня мама, потому, что я была самой маленькой среди учеников в туристических группах. А потом, став старше, я активно участвовала во всех краеведческих мероприятиях.Это было самое замечательное, самое лучшее время в моей жизни.

Когда мы, например, по этой же дороге ехали через Москву в Белоруссию, я, так же как и ты, отсчитывала станции и торопила время приезда. И моя мама так же рассказывала мне интересные истории из своей жизни. А ей было о чем рассказать. Только слушателей было гораздо больше. Это были ее ребята, ее ученики, которых она в очередной раз везла с собой в увлекательное путешествие по нашей стране.

Мама продолжала свой рассказ, а я с интересом слушала ее и думала: "Как это все здорово! А я ведь раньше никогда не расспрашивала маму ни о ее детстве, ни о своей замечательной бабушке Ане".

Почему нужно знать историю своей семьи

Я становлюсь старше и начинаю понимать и осознавать смысл слов о том, что каждый человек должен знать историю своей семьи, а иначе мы потеряем свои корни и подвергнемся духовной деградации. Наш разговор с мамой в купе поезда остался у меня в памяти. Это было начало.

Мне стало интересно знать, какой была моя бабушка Анна Николаевна Помыкалова. Чем занималась, какую пользу принесла нам, своей семье и обществу, как к ней относились другие люди. Сначала, я расспрашивала о ней свою маму, деда, тетю Валю - сестру бабы Ани. Потом написала электронное письмо в Москву, где живет младшая сестра и племянница бабушки - тетя Вера и Мария. От них я получила ответ с воспоминаниями и фотографиями. Соседи по дому, коллеги по работе, бывшие ученики Помыкаловой Анны Николаевны - все делились со мной своими впечатлениями и добрыми воспоминаниями о моей бабушке. За это им огромное спасибо!

Огромную помощь в подборке архивного материала мне оказала бывший директор музея МОУ СОШ № 1 г. Юрюзань - Наталья Николаевн Плеханова. Вместе с ней мы собирали и обрабатывали хранившийся в музее материал: книги, газетные вырезки, множество альбомов, фотографий, имеющих непосредственное отношение к биографии моей бабушки - заслуженного учителя школы РСФСР .

Символический подарок

Конец декабря 1936 года баловал устькатавцев мягкой и снежной погодой. Дни стояли тихие и безветренные. Люди радовались и суетились, готовились к встрече Нового года. Николай Пигалов спешил мимо городского парка на завод. Вдруг, его внимание привлекли рабочие у грузовой машины. Они разгружали пушистую ель.

- Скоро Новый год, - подумал Николай и быстрее зашагал по заснеженной дорожке. На душе у него стало немного веселее и спокойнее. В его, еще маленькой тогда семье, они с женой Пелагеей ждали первенца. Ребенок должен был родиться со дня на день. И поэтому Николай, уходя на завод, сильно переживал за жену. А пушистая новогодняя елка немного отвлекла молодого мужчину от тревожных мыслей.

Маленькая Аня появилась на свет 25 декабря 1936 года. В этот день все рабочие аппаратного цеха вагоностроительного завода поздравляли Николая с рождением дочери. Старый друг семьи, наладчик цеха - Степан, удивил всех своим необычным подарком для новорожденной. Когда он развернул газетный сверток, то все увидели небольшой глобус. Девчата захихикали: "Глобус-то зачем? Пеленки дарить надо!".

- Пеленки вы подарите! Бери, Николай! Сгодится для дочки! - с серьезным видом сказал Степан и протянул Николаю глобус.

"Вот, Анечка, какую игрушку подарил тебе дядя Степан!", - сказала молодая мама, рассматривая глобус. - Надо же, вся наша Земля поместилась на этом маленьком шарике. Конечно, Усть-Катава на нем нет, а вот Москва, есть. Как это, наверное, далеко. Вот ты, дочка, вырастешь и поедешь куда-нибудь учиться. Будешь нам с отцом про белый свет рассказывать.

В тот момент моя прабабушка Пелагея Петровна Пигалова и не догадывалась, какой символический подарок преподнес маленькой Ане простой рабочий Степан. Ведь с этой небольшой модели Земного шара Анна и начала интересоваться другими незнакомыми странами, морями и океанами.

Из воспоминаний сестры Анны Николаевны, Пигаловой Валентины Николаевны:

- У наших родителей было три дочери. Старшая - Анна, средняя - я, Валентина и младшая - Вера. Мы росли в большой и дружной семье. В нашем доме ценились трудолюбие, порядок, честность, понимание, взаимовыручка, любовь и уважение друг к другу. Наш отец - Пигалов Николай Гаврилович был строгим, но любящим и очень заботливым отцом. Он был главным добытчиком в семье. Отца очень ценили на работе, он пользовался огромным уважением в заводском коллективе. Наша мама - Пигалова (Гнездина) Пелагея Петровна, добрейшей души человек. Все свое время она отдавала мужу и нам - детям. Наше домашнее хозяйство было в руках этой трудолюбивой, хрупкой и скромной женщины. Своими делами, поведением, отношением друг к другу и к нам, своим дочерям, наши родители были настоящим примером для нас. Сами родители были малообразованными людьми, но с большим жизненным опытом. Всеми силами они старались дать нам правильное воспитание. И очень хотели, чтобы мы получили хорошее образование. Анна Николаевна окончила педагогический институт, а я и Вера Николаевна получили техническое образование.

Мы младшие сестры, очень любили свою старшую сестру Анну. Она всегда была для нас образцом для подражания. В детстве все дети играют в "школу". В "школу" играли и мы. Сколько я себя помню, Анна всегда выступала в роли учительницы. И ведь это она научила нас с Верой читать первые книжки. Когда я пошла в настоящую школу, то уже знала все буквы и умела читать. И это заслуга моей старшей сестры. А мои уроки, мы тоже с ней учили.

В школе Анна училась хорошо. Любимым ее предметом была география. Сестра успевала все: и уроки выучить, и маме по хозяйству помочь, и с нами младшими позаниматься. Читать она очень любила! Охапками приносила книги из библиотеки. Книги были про путешественников, про дальние заморские страны, про диковинные растения, про животных. Мы с Верой любили рассматривать картинки в этих книгах. Отец Анну шутливо называл "семейным географом" или " мечтателем-путешественником".После выпускного Анна сказала родителям:

- Девятый и десятый классы закончу в вечерней школе. И буду работать. Вам, родителям, полегче будет. Я ведь понимаю, что нас трое, тяжеловато вам нас всех поднимать. А я уже взрослая и не хочу быть вам обузой. Так и денег на дальнейшую учебу подкопим.

На следующий день Анна начала собирать документы в вечернюю школу и оформляться на работу на Усть-Катавский вагоностроительный завод. Взяли Пигалову лаборанткой, в центральную химическую лабораторию завода. Так Аня начала свой трудовой путь.

А с первого сентября она стала учиться в девятом классе школы рабочей молодежи. Опытный педагог по географии сразу же заметил способную и трудолюбивую ученицу. Много знаний по данному предмету Анна получила именно в школе рабочей молодежи. Учитель старался дать ребятам не только учебный материал, но и водил их в походы, прививал любовь к родному краю, организовывал встречи с интересными людьми. Несмотря на то, что его ученики еще и работали, учитель умудрялся свозить их в Юрюзань, Катав - Ивановск, Сатку, Златоуст на экскурсии.

Алена БУРЕНКОВА.

Фото из архива автора.

Продолжение - в следующем номере.