Образование

Смысл поговорки: «С умным умнеешь, с богатым богатеешь, с бедным беднеешь», наверное, понятен всем.

Лично мне по душе общение с энергичными людьми. Они веселые, жизнерадостные, позитивные и чаще всего ведут здоровый образ жизни. Именно такой и оказалась Надежда Лашманова, с которой мы познакомились еще летом на одном из спортивных мероприятий Усть-Катава. А еще она любит туристические походы и сплавы, путешествовать по разным городам, рисовать, читать, принимает участие в различных городских конкурсах и получает огромное удовольствие от своей работы. У нее прекрасная семья - муж и сын, которые поддерживают ее во всем. И я нисколько не была удивлена, узнав, что Надежда - педагог по образованию и работает в детском саду. Думаю, так и должно быть - только человек с безграничной жизненной энергией и стремлением ко всему новому может и должен воспитывать подрастающее поколение.

Так вышло, что по чистой случайности я вновь встретила Надежду незадолго до празднования Дня работника дошкольного образования и, конечно же, не могла не воспользоваться моментом и напросилась на беседу с ней.

Надежда Лашманова родилась и выросла в Златоусте. Там же закончила педагогический колледж. Затем поступила в Магнитогорский государственный университет на факультет изобразительных искусств и дизайна заочно. Параллельно работала учителем рисования и черчения в челябинской школе. Тогда в южноуральской столице она и познакомилась со своим будущим мужем, с которым они приехали жить в Усть-Катав. Здесь устроилась воспитателем в детский сад №12. В 2016 году Надежда стала победителем муниципального конкурса и лауреатом областного «Педагог года в дошкольном образовании». Сейчас она работает методистом в детском саду №10.

«Почему вы выбрали именно эту профессию, и чем нравится работа в садике?» – с этого вопроса начался наш диалог.

- В моей семье нет педагогов. Я же с детства мечтала работать с детьми и, поступив в педагогический колледж, думаю, сделала тогда самый важный выбор в своей жизни, - говорит моя собеседница. - Работая учителем в школе, поняла, что это не совсем то, чего я хотела. А когда устроилась в детский сад, ко мне пришло осознание: «Это - мое!». Думаю, что работа в дошкольном учреждении - это возможность каждый день возвращаться в детство, удивляться и познавать мир вместе с ребятишками, ощущать себя в море творческого потенциала. Лично для меня огромное удовольствие слышать детскую речь и смех, нравится детская непосредственность, нравится нести малышам доброту и знания.

- Бывает, что родителям трудно справиться с одним ребенком, а воспитателю приходится управляться с целой группой, выслушивать просьбы и требования двадцати, а то и более маленьких человечков, и на все оперативно реагировать. Как это удается, в чем секрет?

- Никакого секрета нет. Прежде всего, нужно любить, уважать детей. Конечно же, педагог должен обладать организаторскими способностями и распланировать день так, чтобы каждая минута была занята какими-то интересными делами, совместными и самостоятельными играми, познанием нового, общением со сверстниками и воспитателями, чтобы не было времени для скуки, и ребенок не знал чем себя занять. Немаловажную роль играет и соблюдение режима дня. Я считаю, что если ты научишься организовывать время одного ребенка, то количество детей не имеет значения.

- Какой он - современный воспитатель?

- Современный воспитатель должен быть позитивным, творческим, инициативным, целеустремленным, умеющим прогнозировать и оценивать свои результаты, рационально управлять своим временем и эмоциями, ведущий здоровый образ жизни. Он должен уметь легко переключаться на новое, работать над собой, постоянно совершенствовать своё мастерство, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики. Только тогда он сможет «говорить на одном языке» с детьми, быть понятым, соответствовать духу времени. У нас в коллективе и молодые, и педагоги постарше. Это, замечательно - педагоги постарше делятся с нами своим опытом, а мы с ними - своей энергией. Сейчас электронная техника и всевозможные гаджеты плотно вошли в нашу жизнь и в образовательный процесс. К примеру, воспитателю надо принять участие в каких-то проектах или вебинарах, через информационные системы, для молодых специалистов работа с компьютером – обычное дело, а вот для педагогов с опытом это бывает, что становится проблемой, и тут, конечно, молодежь помогает. Нравится мне и то, что наш педагогический коллектив активно участвует в различных городских мероприятиях.

- Есть какие-то новые методики, инновационные подходы в воспитании детей?

- Конечно, каждый год разрабатывается что-то новое и перед педагогами стоит непростая задача выбрать правильные методы и формы организации работы с детьми. Сейчас упор делается на максимальное развитие личности ребенка и изменения, происходящие с ней в процессе обучения и воспитания. Мы должны построить свое общение так, чтобы в центре внимания была его уникальная личность, развитие его творческих способностей. В общем, говоря проще, наша задача – поддержать детскую инициативу, стимулировать творчество, фантазию, воображение. Увидеть и развить талант в каждом ребенке.

- Работа воспитателя - это призвание?

- Это не только призвание, думаю, это образ жизни, - улыбается моя собеседница. - Причем, такой «образ жизни» веду не только я, но и моя семья. Работаешь не только на работе, но и после, и в выходные. Здесь очень важна поддержка близких - если они не поймут тебя, то качественной работы воспитателя не получится. Мне в этом плане повезло – помогает и муж, и сын. Сама по себе я человек очень энергичный, вовлекла и их в активное участие в различных мероприятиях. Если нужно для работы, например сын – может помочь мне смастерить поделку или нарисовать что-нибудь, муж – полочку на работе повесить или что-нибудь передвинуть и т.д. Их помощь мне необходима, замечательно и то, что мы проводим время вместе.

- Что бы вы пожелали родителям своих воспитанников?

- Любить и уважать своих детей, ни в коем случае не ставить свои интересы выше интересов ребенка. Понятно, что современные родители много времени проводят на работе, а ребенок проводит больше времени в дошкольном учреждении, чем дома. Воспитатель не заменит детям родителей, а садик – дом. Сейчас появилась не совсем хорошая тенденция «задаривать» ребенка, то есть «на тебе телефон или планшет - играй, и не приставай, мы заняты». Так родители сами отучают ребенка от «живого» общения, этого делать нельзя, ребенок может замкнуться. Советую как можно больше проводить время со своими детьми, для этого не обязательно откладывать свои домашние дела и садиться играть в игрушки. Можно вместе со своим чадом, например, приготовить ужин, или убраться, на ночь почитать книгу, а в выходные прогуляться куда-нибудь. И, конечно же, больше разговаривайте, интересуйтесь, как прошел день у вашего малыша в садике, слушайте и пытайтесь понять его, что ему больше нравиться, чтобы бы направить его предпочтения в нужное русло.

Очень интересная беседа вышла. Надежда Лашманова еще раз напомнила нам истины, которые мы, родители, периодически забываем. Показала пример того, как можно совмещать работу с активным образом жизни.

Наталья АНАНЬИНА.

Фото автора.